Грех: беззаконие как отсутствие любви
19 июля 2013

Как известно, в Новом Завете для обозначения слова «грех» использовано сразу шесть разных слов. Какие-то употреблялись чаще, какие-то реже. Мы уже писали про грех как непопадание в цель — ἡ ἁμαρτία (hamartia), потом про грех как падение — τό παράπτωμα (paraptōma). Также в нашей рубрике вышли статьи про грех как непослушание и неправильный слух — ἡ παρακοή (parakoē), и про грех как преступление — ἡ παράβασις (parabasis).

Другое слово из этого же ряда слов, каждое из которых обозначает грех и вскрывает новые смысловые грани в этом понятии — это ἡ ἀνομία (anomia), которое на русский язык переводится как беззаконие. Образовано оно от приставки ἀ-, которая в данном случае означает не-, отрицание, и существительного ὁ νόμος (nomos) — закон.

Слово «аномия» встречается в Новом Завете 14 раз, например, здесь: (Мф. 7.23; 13.41; 23.28; 24.12; Рим. 4.7; Евр. 1.9). «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие, и грех есть беззаконие». (1 Ин. 3.4).

Конечно, закон здесь не следует понимать юридическим образом или как неизменный естественный закон природы. Законом Божиим принято называть заповеди духовно-нравственной жизни, которые дал людям Бог. Что главное в этом Законе? Когда к Христу подошел один «законник» из фарисеев, и искушая, спросил его, какая заповедь является большей, Христос ответил: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22. 37- 40).

И получается, что все заповеди и все добродетели свой первоисточник имеют в любви — к Богу и к ближнему. Грех, который есть беззаконие, происходит на самом деле от того, что в человеке охладела любовь. Охладела любовь к ближнему, и теперь его можно, например, обворовать, можно ему завидовать, а иногда получается, что его можно даже предать или убить. Интересно, что в Новом Завете Христос несколько раз говорит о грехе как беззаконии именно фарисеям и книжникам, которые внешне исполнены вроде бы всяческих достоинств, но не имеют главного — любви и того Божественного огня, который Христос пришел принести на Землю (Лк. 12.49). Он сравнивает их с повапленными гробами, «которые снаружи кажутся красивыми, внутри же полны костей мертвых и всяческой нечистоты. Так и вы снаружи кажитесь людям праведными, внутри же наполнены лицемерием и беззаконием» (Мф. 23. 27-28).

Можно ведь и пророчествовать, и совершать чудеса, и отдать на сожжение свое тело, но все это будет напрасно, если нет любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13. 1-3).

Вот что, например, также говорил Серафим Саровский: «Бог есть огнь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа: Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближним. И от лица теплоты убежит хлад доброненавистника».

Так что по большому счету именно оскудение любви порождает грех и заставляет человека преступать Закон, причинять несчастья себе и своим близким.

Юрий Пущаев

Взято с http://www.foma.ru

Код для вставки на сайт или блог

Популярное

Ник Вуйчич. Без рук, без ног – без суеты

Ник Вуйчич. Без рук, без ног – без суеты

Врачи отказались показать младенца матери. «…У вашего сына нет ни рук, ни ног». Каждый вечер Ник молился Богу и просил: «Бог, дай мне руки и ноги!» Ник не понимал, как так может быть — почему тогда Бог не дал ему то, что есть у всех.

Крестный ход длинною в жизнь (Почаевский крестный ход)

Крестный ход длинною в жизнь (Почаевский крестный ход)

Традиция крестного хода возникла еще на заре христианской эпохи. Крестной она называется потому, что впереди процессии всегда несли крест. Так первые крестные хода это — крестный ход вокруг храма на Пасху. Крестным ходом шли небольшими группами, молясь о даровании помощи при эпидемиях, стихийных бедствиях, войнах, на престольный праздник в соседнее село.

Как найти себя?

Как найти себя?

Каждый день человек ходит на работу, занимается какими-то делами, проживает жизнь — и вдруг понимает, что эта жизнь вовсе не его! И призвание его — в другом. Что делать? Оставить все как есть или предпринимать решительные шаги? Как вообще разобраться с самим собой? На эти вопросы как психолог и как человек, переживший нечто подобное, отвечает Ирина Мошкова.

Что можно и что нельзя на Пасху

Что можно и что нельзя на Пасху

Протоиерей Игорь Фомин отвечает на вопросы о Пасхе: что можно и что нельзя делать на Пасху, в чем смысл пасхальных обычаев и традиций.

Патриарх Кирилл: Пряча свою веру, мы как бы отказываемся от Господа

Патриарх Кирилл: Пряча свою веру, мы как бы отказываемся от Господа

А ведь как важно, чтобы человек, особенно занимающий высокое положение, ненавязчиво, но спокойно, будь то в личных разговорах, а где нужно, и в публичных, говорил о своей вере или о ценностях христианской веры для личной, семейной, общественной жизни.

© 2010–2011. Pravoslavie.ua
При перепечатке ссылка на Pravoslavie.ua обязательна.

Создание сайта — cтудия «Март»

sobor.in.ua